Прежде чем исследовать, как будет
Прежде чем исследовать, как будет вести себя система (9.10), заметим, что в любой момент времени t ее состояние полностью описывается значениями х и у:
каждому состоянию системы соответствует некоторая точка (х, у) на плоскости хОу, называемой «фазовой плоскостью». Каждой точке фазовой плоскости можно поставить в соответствие вектор (стрелку на рис. 9.2) с координатами, которые являются правыми частями системы, указывающий направление движения в этой точке. Проведя из начальной точки линии, касательные этим векторам, получим траектории, по которым будет происходить движение системы, т. е. решения задачи Коши для системы (9.10) с начальными условиями
x(t0)=x0, y(t0)=y0, (х0,у0)Î
х0у. (9.11)
Чтобы составить представление о траекториях движения системы, построим линии, на которых х=0 (здесь векторы параллельны оси Оу) и у
= 0 (здесь векторы параллельны оси Ох). Для
краткости обозначим производную
– через х, а
– через у. Имеем
х=0,
когда
,
у=0,
когда
,
т. е. х = 0 на двух прямых в фазовой плоскости:
х=0 и
=
,
а у=0 также на двух прямых:
у=0
и
=
(рис. 9.2, 9.3).
По этим рисункам можно сделать следующие выводы. В обоих случаях имеем три стационарные точки, в которых одновременно х=0 и у=0, а именно: (0,0), (0,
) и (0,
), которые по известной классификации являются узлами. При этом, если
>
(рис. 9.2), то устойчивым является только узел (
, 0), а если
<
(рис. 9.3), то узел (0,
). Таким образом, если
>
, то вторая популяция вымирает, y(t) > 0, t >
, а первая стабилизируется, x(t) >
, t >
. Если же
<
, то имеем обратную картину: первая популяция вымирает, x(t) > 0, t>
, а вторая стабилизируется, x(t) >
, t>
. Наконец, если
=
=
, то кроме неустойчивого узла (0,0) имеем линию стационарных точек – отрезок прямой
=
(рис. 9.3).
В дальнейших рассмотрениях будем для простоты считать, что k1=k2=k и ?1= ?2= ?. Тогда, деля второе уравнение системы (9.10) на первое, получим
=
,
откуда
, (9.12)
Содержание Назад Вперед
Forekc.ru
Рефераты, дипломы, курсовые, выпускные и квалификационные работы, диссертации, учебники, учебные пособия, лекции, методические пособия и рекомендации, программы и курсы обучения, публикации из профильных изданий